Историческая справка

Предшественник матрешки.

 

Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века, тем не менее она снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенного с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.

Матрешка — значит мать.

Именно в мастерской А.И. Мамонтова произошло легендарное рождение матрешки.Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику токарю Василию Петровичу Звездочкину. А роспись первых образцов матрешек были выполнены художником С.В. Малютиным. Первая русская матрешка была выжжена по контуру, раскрашена гуашью и покрыта лаком. В то время никто и не подозревал, что рожденная усилиями мастеров «Детского воспитания», первая русская деревянная кукла через некоторое время заполнит весь мир, неся в себе талант русских людей и загадочную душу России. Ее, легкую, изящную, круглолицую разъемную куклу в вышитой сорочке, в сарафане и в цветастом платке стали называть матрешкой, так как имя Матрена, Матреша было одним из распространенных женских имен, в основе которого находится латинское слово «mater» - мать, и которое ассоциируется с матерью многочисленного семейства и плодородием.

Технология, как в древности.

 

 

Древние промыслы и поныне живут в русском народе в виде художественной вышивки на полотенцах и одежде, резных и расписных деревянных изделиях. До настоящего времени, изготовление матрешки остается неизменным, сохраняя все приметы токарного искусства русских умельцев. Матрешки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев – липы, березы, ольхи, осины. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры, иначе при сушке древесина потрескается. Заготовленную древесину укладывают с зазорами для воздуха и выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности древесины может только опытный мастер. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем станет готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором инструментов – ножом и стамесками различной длины и конфигурации. Все операции выполняются на глаз и требуют большого умения.

Первая мастерская.

 
 

 

 

До конца 90-х годов прошлого века матрешки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия производство и роспись матрешек освоили учебно-показательные мастерские в подмосковном городе Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки и был выработан тип матрешки «загорской», «троицкой».

 

По преданию, первую троицкую игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергей Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в Троицко-Сергиеву лавру со всех концов России, охотно покупали игрушки для своей детворы. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие «потешные возки» с конями, «братинки», «красные» ложки. На богомолье в Троицко-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами. Хотя первые сергиево-пасадские расписные матрешки стоили довольно дорого, они быстро завоевали любовь взрослых и детей.

Матрешка на всемирной выставке.

 
 

 

 

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. Тогда же появились заграничные заказы. А товарищество «Русские кустари» открыло постоянный магазин в столице Франции.

Исторические матрешки.

 
 

 

 

Роспись на матрешках отражала быт русского народа – это и крестьянская девушка в кокошнике, и пляшущий мужик, и нарядные барыни, гусары, крестьянки с серпом или букетом цветов, женихи, невесты, пастушки, старики, русские богатыри. В доме-музее Поленово и в музее игрушек в Сергиевом Посаде сохранились матрешки-шаржи, матрешки в стиле модерн, матрешки, расписанные в иконописных мастерских на библейские сюжеты.

 

В начале XX века матрешки стали расписывать по мотивам литературных произведений Н.В, Гоголя, А.С. Пушкина, И.А, Ершова, И.А. Крылова.

В 1912 году к столетию Отечественной войны 1812 года были созданы матрешки, изображающие М.И. Кутузова и Наполеона.

Пытались экспериментировать и с традиционной формой матрешки: вытачивали в виде древнерусского шлема, конусообразные. Но эти новшества не были оценены покупателями, и спросом по–прежнему спросом пользуются матрешки традиционной формы.

Многообразие видов.

 
 

 

 

Видя столь большую популярность русской деревянной куклы, предприниматели –иностранцы начали выпускать матрешки «а-ля рюсс». Подобные изделия появились в Германии, Франции и других странах, но не прижились там, так как были лишены национальной почвы. Напротив, искусство русской сергиево-посадской матрешки продолжало развиваться и существовало уже 21 различный вид этой куклы. Они имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году для Петербургской выставки была выточена 48- местная матрешка. Мастера токарного дела вытачивали матрешки с тончайшими стенками и не без основания считали себя авторами матрешек.

Расписывали матрешки и в селе Крутец, что находится неподалеку. Но выбор сюжетов и трактовка орнаментов там более широк.

Вятская матрешка – наиболее северная из всех российских матрешек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с застенчивой улыбкой. Именно вятскую матрешку впервые начали инкрустировать ржаной соломкой.

Выпуском матрешек в настоящее время там занимается Кировская фабрика сувениров и Нолинская фабрика, входящие в состав производственного объединения «Вятка».

В продолжении традиций.

 
 

 

 

В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель «Кустарь-художник». В 20-е годы артель матрешечников была переименована в артель имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии. А в 1928 году она стала фабрикой игрушек №1, существующей и по сей день. В эти годы наряду с традиционной матрешкой, особое внимание уделяется развитию авторской росписи.

 

Постепенно в России стали возникать новые центры по изготовлению матрешки. Так крупным центром стал город Семенов в Нижегородском крае, а его матрешки стали называться семеновские. Традиции росписи семеновской матрешки идут от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Роспись семеновских матрешек восходит к традициям «травяного» орнамента Древней Руси.

 

Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображается букет пышных цветов. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый. Знаменитая семеновская матрешка отличается своей многоместностью - до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Полховский Майдан – еще один центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Колорит полховско-майдановской матрешки ярче и крупнее семеновских. Зеленые, синие, желтые, фиолетовые, малиновые цвета используются в контрастных сочетаниях. Основной вид росписи – многолепестковый цветок шиповника. Иногда рядом с изображением пышного цветка рисуют полураскрытые бутоны на ветках.

Авторские матрешки.

 
 

 

 

С началом экономических, социальных и культурных перемен в России, в мире возрос огромный интерес ко всему русскому, самобытному. Как и 100 лет назад открываются все новые и новые мастерские по изготовлению и росписи матрешки, появляются тематические разнообразия в росписи, в том числе и новые образцы. Появляются авторские работы, богатые декоративной иллюстративностью. Вновь появляются темы Пасхи и Рождества, обряд крестин и венчания. Как новая тенденция появляется в матрешечной живописи тема малой родины, родного края, история нашей страны, трагедия царской семьи, воплощается, и дух нынешнего времени. Популярна, становится политическая матрешка, матрешка с популярными эстрадными певцами, матрешка-шаржи. Все чаще можно встретить матрешку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех».

Роспись матрешки вбирает в себя все яркое, свежее, связанное с обновлением и возрождением общества, она является произведением скульптурного и живописного значения, образом и душой России.

По материалам книги
«Русский сувенир» Л.Н.Соловьева МАТРЕШКА.
Интербук-бизнес, 1997